Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционой гимнастики нужно ознакомиться с правилами её выполнения.
Комплекс упражнений для шипящих звуков.
1. Упражнение "Улыбка".
Цель: Вырабатывать умение растягивать и удерживать губы в улыбке.
Описание: Улыбнться без напряжения так, чтобы нижние и верхние зубы не были видны.
2. Упражнение "Трубочка".
Цель: Выработать движение губ вперед.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1 до 5 (10).
Методические указания:
- Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот. Зубы должны быть сомкнуты.
- Если ребенок не умеет вытягиват губы вперед, предожите ему дотянуться до конфетки находящийся на расстоянии 1,5-2 см и взять её губами.
3. Чередование упражнений «Улыбка» – «Трубочка».
4. Упражнение "Заборчик".
Цель: Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Ужерживать губы под счет от 1 до 5 (10).
Методические указания:
- Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась и не натягивалась на верхние зубы;
- Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
5. Упражнение "Окошечко".
Цель: Удерживать губы в округленном положении с одновременным показом сомкнутых верхних и нижних зубов.
Описание: Показать "Заборчик", а затем округлить губы так, чтобы были видны сомкнутые верхние и нижние зубы.
Методические указания:
- Следить, чтобы верхние и нижние зубы были сомкнуты;
- Не допускать подтягивания нижней губы вверх;
- Губы должны быть максимально округлы и сближены.
6. Чередование упражнений «Заборчик» – «Окошечко».
7. Чередование 4-х упражнений «Улыбка» – «Заборчик» – «Окошечко» – «Трубочка».
8. Упражнение "Лопаточка"
Цель: Выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 (10).
Методические указания.
- Губы не растягивать в сильную улыбку, во избежания напряжения;
- Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась;
- Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу;
- Боковые края языка должны касаться углов рта.
9. Упражнение "Чашечка".
Цель: Выработать умение поднимать широкий передний край языка к верхней губе и удерживать положение "Чашечки".
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, а затем осторожно поднять широкий язык к верхней губе. Удерживать язык в форме "Чашечки" под счет от 1 до 5 (10).
Методические указания:
- Язык должен быть широким, боковые края поднимаются наверх и касаются угов рта;
- Следить, чтобы рот был приоткрыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной (не "подсаживала" язык наверх);
10. Чередование упражнений «Лопаточка» – «Чашечка».
11. Дыхательное упражнение "Фокус".
Цель: Выработать умение придавать языку форму "Чашечки" и направлять воздешную струю посередине языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы его боковые края были прижаты, а посередине языка образовался желобок. В таком положении сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздушная струя должна идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания:
- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной;
- Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх;
- Язык зубами не сжимать;
- Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе;
- Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
12. Упражнение "Перемещение Чашечки".
Цель: Развивать подвижность языка.Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «Чашечку».
Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме "Чашечки" на верхней губе, затем перевести «Чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3—5 секунд.
Методические указания:
- Рот приоткрыт. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть при этом неподвижна;
- Сохраняем «Чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую.