Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.

05.12.2014 19:59

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционой гимнастики нужно ознакомиться с правилами её выполнения.

Комплекс упражнений для шипящих звуков.

1. Упражнение "Улыбка".

Цель: Вырабатывать умение растягивать и удерживать губы в улыбке.

Описание: Улыбнться без напряжения так, чтобы нижние и верхние зубы не были видны.

 

2. Упражнение "Трубочка".

Цель: Выработать движение губ вперед.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1 до 5 (10).

Методические указания:

 - Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот. Зубы должны быть сомкнуты.

 - Если ребенок не умеет вытягиват губы вперед, предожите ему дотянуться до конфетки находящийся на расстоянии 1,5-2 см и взять её губами.

 

3. Чередование упражнений «Улыбка» – «Трубочка».

 

4. Упражнение "Заборчик".

Цель: Выработать умение удерживать губы  в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Ужерживать губы под счет от 1 до 5 (10).

Методические указания:

 - Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась и не натягивалась на верхние зубы;

 - Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

 

5. Упражнение "Окошечко".

Цель: Удерживать губы в округленном положении с одновременным показом сомкнутых верхних и нижних зубов.

Описание: Показать "Заборчик", а затем округлить губы так, чтобы были видны сомкнутые верхние и нижние зубы.

Методические указания:

 - Следить, чтобы верхние и нижние зубы были сомкнуты;

 - Не допускать подтягивания нижней губы вверх;

 - Губы должны быть максимально округлы и сближены.

 

6. Чередование упражнений «Заборчик» – «Окошечко».

 

7. Чередование 4-х упражнений «Улыбка» – «Заборчик» – «Окошечко» – «Трубочка».

 

8. Упражнение "Лопаточка"

Цель: Выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 (10).

Методические указания.

 - Губы не растягивать в сильную улыбку, во избежания напряжения;

 - Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась;

 - Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу;

 - Боковые края языка должны касаться углов рта.

 

9. Упражнение "Чашечка".

Цель: Выработать умение поднимать широкий передний край языка к верхней губе и удерживать положение "Чашечки".

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, а затем осторожно поднять широкий язык к верхней губе. Удерживать язык в форме "Чашечки" под счет от 1 до 5 (10).

Методические указания:

 - Язык должен быть широким, боковые края поднимаются наверх и касаются угов рта;

 - Следить, чтобы рот был приоткрыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной (не "подсаживала" язык наверх);

 

10. Чередование упражнений «Лопаточка» – «Чашечка».

 

11. Дыхательное упражнение "Фокус".

Цель: Выработать умение придавать языку форму "Чашечки" и направлять воздешную струю посередине языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы его боковые края были прижаты, а посередине языка образовался желобок. В таком положении сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздушная струя должна идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания:

 - Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной;

 - Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх;

 - Язык зубами не сжимать;

 - Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе;

 - Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

 

12. Упражнение "Перемещение Чашечки".

Цель: Развивать подвижность языка.Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «Чашечку».

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме "Чашечки" на верхней губе, затем перевести «Чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каж­дом положении 3—5 секунд.

Методические указания:

 - Рот приоткрыт. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть при этом непо­движна;

 - Сохраняем «Чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую.

 

 


Создать бесплатный сайт Webnode