Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков.
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционой гимнастики нужно ознакомиться с правилами её выполнения.
Комплекс упражнений для свистящих звуков.
1. Упражнение "Улыбка".
Цель: Вырабатывать умение растягивать и удерживать губы в улыбке.
Описание: Улыбнться без напряжения так, чтобы нижние и верхние зубы не были видны.
2. Упражнение "Трубочка".
Цель: Выработать движение губ вперед.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1 до 5 (10).
Методические указания:
- Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот. Зубы должны быть сомкнуты.
- Если ребенок не умеет вытягиват губы вперед, предожите ему дотянуться до конфетки находящийся на расстоянии 1,5-2 см и взять её губами.
3. Чередование упражнений «Улыбка» – «Трубочка».
4. Упражнение "Заборчик".
Цель: Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Ужерживать губы под счет от 1 до 5 (10).
Методические указания:
- Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась и не натягивалась на верхние зубы;
- Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
5. Упражнение "Окошечко".
Цель: Удерживать губы в округленном положении с одновременным показом сомкнутых верхних и нижних зубов.
Описание: Показать "Заборчик", а затем округлить губы так, чтобы были видны сомкнутые верхние и нижние зубы.
Методические указания:
- Следить, чтобы верхние и нижние зубы были сомкнуты;
- Не допускать подтягивания нижней губы вверх;
- Губы должны быть максимально округлы и сближены.
6. Чередование упражнений «Заборчик» – «Окошечко».
7. Чередование 4-х упражнений «Улыбка» – «Заборчик» – «Окошечко» – «Трубочка».
8. Упражнение «Почистим нижние зубки».
Цель: Укрепить кончик языка и научить ребенка удерживать его продолжительное время за нижними зубами.
Описание: Улыбнуться - Показать сомкнутые верхние и нижние зубы - Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы выполняя движения из стороны в сторону.
Методические указания:
- Губы неподвижны, находятся в положении "Улыбка";
- Зубы сжаты, находятся в положении "Заборчик";
- Двигая кончиком языка, следить, чтобы он находился ближе к деснам, а не скользил по верхнему краю зубов.
9. Упражнение «Почистим верхние зубки».
Цель: Укрепить кончик языка и научить ребенка удерживать его продолжительное время за верхними зубами.
Описание: Улыбнуться - Показать сомкнутые верхние и нижние зубы - Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы выполняя движения из стороны в сторону. Движения языка должны распространяться преимущественно на 2 центральных передних верхних зуба.
Методические указания:
- Рот приоткрыт. Губы неподвижны, находятся в положении "Улыбка";
- Двигая кончиком языка, следить, чтобы он преимущественно "чистил" 2 центральных зуба и находился ближе к деснам, а не скользил по краю зубов.
10. Чередование упражнений «Почистим нижние зубки» – «Почистим верхние зубки».
11. Упражнение «Язычок силач».
Цель: Укрепить кончик языка.
Описание: Улыбнуться - Показать сомкнутые верхние и нижние зубы - Приоткрыть рот и кончиком языка со всей силы упереться в нижние зубы, как- бы выталкивая их. В момент наивысшего напряжения кончик языка "выскакивает" изо рта, приобретая на доли секунды беловатый цвет.
Методические указания:
- Рот приоткрыт. Губы неподвижны, находятся в положении "Улыбка";
- Кончик языка располагается по центру нижних зубов.
12. Упражнение «Горка».
Цель: Выработать умение удерживать кончик языка продолжительное время за нижними зубами.
Описание: Улыбнуться - Показать сомкнутые верхние и нижние зубы - Приоткрыть рот и кончиком языка упереться в передние нижние зубы. Затем, не отрывая кончика, приподнять среднюю часть языка и выгнуть ее горкой.
Методические указания:
- Следить, чтобы кончик языка не отрывался от нижних зубов и неотодвигался в глубь в рта.
- Выгибая спинку языка, стараться делать ее максимально широкой.
13. Дыхательное упражнение «Подуй на горку».
Цель: Выработать направленную воздушную струю, идущюю по середине языка.
Описание: Выполнить упражнение "Горка". Слегка прикрыть рот и подуть на спинку языка длительно произнося звук [ф].
Методические указания:
- Следить, чтобы рот был приоткрыт и ребенок мог зрительно контролировать свою "горку";
- Силу воздушной струи можно контролировать положив указательный и средний пальцы на подбородок.