Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков.

21.09.2014 20:58

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционой гимнастики  нужно ознакомиться с правилами её выполнения.

Комплекс упражнений для свистящих звуков.

1. Упражнение "Улыбка".

Цель: Вырабатывать умение растягивать и удерживать губы в улыбке.

Описание: Улыбнться без напряжения так, чтобы нижние и верхние зубы не были видны.

2. Упражнение "Трубочка".

Цель: Выработать движение губ вперед.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1 до 5 (10).

Методические указания:

 - Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот. Зубы должны быть сомкнуты.

 - Если ребенок не умеет вытягиват губы вперед, предожите ему дотянуться до конфетки находящийся на расстоянии 1,5-2 см и взять её губами.

 

3. Чередование упражнений «Улыбка» – «Трубочка».

 

4. Упражнение "Заборчик".

Цель: Выработать умение удерживать губы  в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Ужерживать губы под счет от 1 до 5 (10).

Методические указания:

 - Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась и не натягивалась на верхние зубы;

 - Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

 

5. Упражнение "Окошечко".

Цель: Удерживать губы в округленном положении с одновременным показом сомкнутых верхних и нижних зубов.

Описание: Показать "Заборчик", а затем округлить губы так, чтобы были видны сомкнутые верхние и нижние зубы. 

Методические указания:

 - Следить, чтобы верхние и нижние зубы были сомкнуты;

 - Не допускать подтягивания нижней губы вверх;

 - Губы должны быть максимально округлы и сближены.

 

6. Чередование упражнений «Заборчик» – «Окошечко».

 

7. Чередование 4-х упражнений «Улыбка» – «Заборчик» – «Окошечко» – «Трубочка».

 

8. Упражнение «Почистим нижние зубки».

Цель: Укрепить кончик языка и научить ребенка удерживать его продолжительное время за нижними зубами.

Описание: Улыбнуться - Показать сомкнутые верхние и нижние зубы - Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы выполняя движения из стороны в сторону.

Методические указания:

 - Губы неподвижны, находятся в положении "Улыбка";

 - Зубы сжаты, находятся в положении "Заборчик";

 - Двигая кончиком языка, следить, чтобы он находился ближе к деснам, а не скользил по верхнему краю зубов.

 

9. Упражнение «Почистим верхние зубки».

Цель: Укрепить кончик языка и научить ребенка удерживать его продолжительное время за верхними зубами.

Описание: Улыбнуться - Показать сомкнутые верхние и нижние зубы - Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы выполняя движения из стороны в сторону. Движения языка должны распространяться преимущественно на 2 центральных передних верхних зуба.

Методические указания:

 - Рот приоткрыт. Губы неподвижны, находятся в положении "Улыбка";

 - Двигая кончиком языка, следить, чтобы он преимущественно "чистил" 2 центральных зуба и находился ближе к деснам, а не скользил по краю зубов.

 

10. Чередование упражнений «Почистим нижние зубки» – «Почистим верхние зубки».

 

11. Упражнение «Язычок силач».

Цель: Укрепить кончик языка.

Описание: Улыбнуться - Показать сомкнутые верхние и нижние зубы - Приоткрыть рот и кончиком языка со всей силы упереться в нижние зубы, как- бы выталкивая их. В момент наивысшего напряжения кончик языка "выскакивает" изо рта, приобретая на доли секунды беловатый цвет.

Методические указания:

 - Рот приоткрыт. Губы неподвижны, находятся в положении "Улыбка";

 - Кончик языка располагается по центру нижних зубов.

 

12. Упражнение «Горка».

Цель: Выработать умение удерживать кончик языка продолжительное время за нижними зубами.

Описание: Улыбнуться - Показать сомкнутые верхние и нижние зубы - Приоткрыть рот  и кончиком языка упереться в передние нижние зубы. Затем, не отрывая кончика, приподнять среднюю часть языка и выгнуть ее горкой. 

Методические указания:

 - Следить, чтобы кончик языка не отрывался от нижних зубов и неотодвигался в глубь в рта.

 - Выгибая спинку языка, стараться делать ее максимально широкой.

 

13. Дыхательное упражнение «Подуй на горку».

Цель: Выработать направленную воздушную струю, идущюю по середине языка.

Описание: Выполнить упражнение "Горка". Слегка прикрыть рот и подуть на спинку языка длительно произнося звук [ф].

Методические указания:

 - Следить, чтобы рот был приоткрыт и ребенок мог зрительно контролировать свою "горку";

 - Силу воздушной струи можно контролировать положив указательный и средний пальцы на подбородок.