Виды неправильного произношения шипящих звуков.

03.05.2014 19:59

Неправильное произношение звуков Ш, Ж.

  • Язык может быть отодвинут в глубь рта и не участвовать в произ­ношении. Тогда воздух с шумом проходит между сжатыми зуба­ми (и резцами, и коренными).
  •  
  • Иногда в подобном произношении, так или иначе, участвуют губы.Они могут прижиматься к передним зубам, тогда возникает до­полнительный призвук звука [ф] или [в] при произнесении звука [ж].
  •  
  • Губы могут быть выставлены вперед, в этом случае возможны 2 ва­рианта произношения:

1. Воздух может «бить» в обе щеки (иногда сильнее в одну), так,что при произнесении звука с силой щеки у ребенка раздуваются. Впрочем, легкий «удар» воздуха в щеки можно почувствовать и при обычном произнесении, если прислонить к ним ладони. Звук получается неряшливый, «хлюпающий».

2. Пытаясь улучшить произношение, ребенок может прижимать щеки к коренным зубам, чтобы воздух не уходил в стороны. Зву­ки [ш, ж] тогда похожи на нормально произносимые. Это достига­ется, в том числе за счет излишне вытянутых вперед губ. Попро­сите ребенка показать, где у него находится язык.

  • Кончик языка может быть прижат за нижними зубами, а спин­ка— выгнута «горбиком». Тогда воздух, шурша, проходит между самым высоким местом спинки и альвеолами. Звуки звучат мягче,чем нужно. При этом нижняя губа (а иногда и нижняя челюсть) выдается вперед сильнее верхней. Некоторые дети очень хорошо «подделывают» в таком положе­нии правильное произношение шипящих звуков, так что отли­чить их от «настоящих» бывает сложно. Нужно проверить про­изношение звуков в стечениях согласных и посмотреть, где на­ходится язык.
  • Звуки могут произноситься «боковым» образом. Воздушная струясо «всхлипываньем» проходит между одной из щек и коренными зубами. Ладонью можно почувствовать движение воздуха у одно­го из углов рта. Губы могут занимать асимметричное положение. 
  • Задняя часть языка может подниматься к твердому нёбу, тогда воздух проходит по создавшейся там щели. Звук [ш] звучит как неотчетливый шипящий звук в то же время напоминающий [х]. Звук [ж] напоминает южнорусский или украинский звук [г]. В редких случаях шипящие могут полностью заменяться на эти зву­ки. 
  • Кончик языка может находиться за альвеолами. Звуки звучат почти правильно. При этом губы ребенка бывают слишком широ­ко открыты (видны и верхние и нижние зубы чуть ли не вместе с деснами). Зубы также могут быть приоткрыты. Нужно попросить ребенка показать, где у него находится язык.
  • Язык может быть прижат или приближен к передним зубам. Та­кое положение языка легко увидеть. Звуки звучат смягченно и небрежно. 
  • Шипящие звуки могут заменяться на правильные или дефектные свистящие звуки [ш] на [с], [ж] на [з].

 

Неправильное произношение звуков Ч, Щ.

  • Язык может быть у нижних зубов. При произнесении звука [ч] появляется призвук мягкого [т'], при произнесении [щ] — при­звук мягкого [с'].
  • С помощью сильно вытянутых губ ребенку удается улучшить про­изношение, тогда звуки звучат почти нормально, только чересчур жестко и отрывисто, с нажимом.
  • Звуки могут иметь боковое произношение. Оно сопровождается«хлюпающим» неблагозвучным оттенком и возможной асиммет­рией губ. Воздушную струю можно почувствовать ладонью у од­ного из углов рта.
  • Кончик языка может быть отодвинут глубоко в рот. Речевой вы­дох при этом сильно нарушен. Звук [ч] имеет отт енок звука [к'] мягкого, звук [щ] — оттенок звука [х'] мягкого. Редко встречает­ся полная замена этих звуков на заднеязычные.
  • Язык может быть за альвеолами. Звуки [ч, щ] звучат очень жест­ко и твердо. Может появляться придыхательный призвук. Губы напряжены. Речевой выдох сильно нарушен.
  • Язык может упираться в передние зубы или приближаться к ним.Такое положение языка легко увидеть. Звуки получаются смяг­ченными со свистящим оттенком.
  • Звук [щ] может произноситься как сочетание [шч].

 

 


Создать бесплатный сайт Webnode