Виды неправильного произношения шипящих звуков.
03.05.2014 19:59
Неправильное произношение звуков Ш, Ж.
- Язык может быть отодвинут в глубь рта и не участвовать в произношении. Тогда воздух с шумом проходит между сжатыми зубами (и резцами, и коренными).
- Иногда в подобном произношении, так или иначе, участвуют губы.Они могут прижиматься к передним зубам, тогда возникает дополнительный призвук звука [ф] или [в] при произнесении звука [ж].
- Губы могут быть выставлены вперед, в этом случае возможны 2 варианта произношения:
1. Воздух может «бить» в обе щеки (иногда сильнее в одну), так,что при произнесении звука с силой щеки у ребенка раздуваются. Впрочем, легкий «удар» воздуха в щеки можно почувствовать и при обычном произнесении, если прислонить к ним ладони. Звук получается неряшливый, «хлюпающий».
2. Пытаясь улучшить произношение, ребенок может прижимать щеки к коренным зубам, чтобы воздух не уходил в стороны. Звуки [ш, ж] тогда похожи на нормально произносимые. Это достигается, в том числе за счет излишне вытянутых вперед губ. Попросите ребенка показать, где у него находится язык.
- Кончик языка может быть прижат за нижними зубами, а спинка— выгнута «горбиком». Тогда воздух, шурша, проходит между самым высоким местом спинки и альвеолами. Звуки звучат мягче,чем нужно. При этом нижняя губа (а иногда и нижняя челюсть) выдается вперед сильнее верхней. Некоторые дети очень хорошо «подделывают» в таком положении правильное произношение шипящих звуков, так что отличить их от «настоящих» бывает сложно. Нужно проверить произношение звуков в стечениях согласных и посмотреть, где находится язык.
- Звуки могут произноситься «боковым» образом. Воздушная струясо «всхлипываньем» проходит между одной из щек и коренными зубами. Ладонью можно почувствовать движение воздуха у одного из углов рта. Губы могут занимать асимметричное положение.
- Задняя часть языка может подниматься к твердому нёбу, тогда воздух проходит по создавшейся там щели. Звук [ш] звучит как неотчетливый шипящий звук в то же время напоминающий [х]. Звук [ж] напоминает южнорусский или украинский звук [г]. В редких случаях шипящие могут полностью заменяться на эти звуки.
- Кончик языка может находиться за альвеолами. Звуки звучат почти правильно. При этом губы ребенка бывают слишком широко открыты (видны и верхние и нижние зубы чуть ли не вместе с деснами). Зубы также могут быть приоткрыты. Нужно попросить ребенка показать, где у него находится язык.
- Язык может быть прижат или приближен к передним зубам. Такое положение языка легко увидеть. Звуки звучат смягченно и небрежно.
- Шипящие звуки могут заменяться на правильные или дефектные свистящие звуки [ш] на [с], [ж] на [з].
Неправильное произношение звуков Ч, Щ.
- Язык может быть у нижних зубов. При произнесении звука [ч] появляется призвук мягкого [т'], при произнесении [щ] — призвук мягкого [с'].
- С помощью сильно вытянутых губ ребенку удается улучшить произношение, тогда звуки звучат почти нормально, только чересчур жестко и отрывисто, с нажимом.
- Звуки могут иметь боковое произношение. Оно сопровождается«хлюпающим» неблагозвучным оттенком и возможной асимметрией губ. Воздушную струю можно почувствовать ладонью у одного из углов рта.
- Кончик языка может быть отодвинут глубоко в рот. Речевой выдох при этом сильно нарушен. Звук [ч] имеет отт енок звука [к'] мягкого, звук [щ] — оттенок звука [х'] мягкого. Редко встречается полная замена этих звуков на заднеязычные.
- Язык может быть за альвеолами. Звуки [ч, щ] звучат очень жестко и твердо. Может появляться придыхательный призвук. Губы напряжены. Речевой выдох сильно нарушен.
- Язык может упираться в передние зубы или приближаться к ним.Такое положение языка легко увидеть. Звуки получаются смягченными со свистящим оттенком.
- Звук [щ] может произноситься как сочетание [шч].