Дизартрия
Дизартрия - нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата.
Иннервация – это связь нервных волокон с каким-либо органом или частью тела; по этим волокнам передаются либо двигательные импульсы, идущие в направлении к ткани, либо сенсорные импульсы, которые идут от ткани к головному мозгу.
У пациентов страдающих дизартрией отмечается ограниченная подвижность органов артикуляции (губ, языка, мягкого нёба).
Дизартрия на различных уровнях ее проявления характеризуется нарушением передачи импульсов от коры головного мозга к ядрам области черепно-мозговых нервов, в результате чего не происходит поступления к мышцам соответствующих нервных импульсов (а это мышцы артикуляторные, голосовые и дыхательные).
Иными словами для того, чтобы речевой аппарат заработал, ему нужно отдать соответствующую команду. Кто отдает команды? Мозг. А кто является гонцом, несущим приказ мозга? Центральная нервная система, соответственно по нервам, которые в свою очередь состоят из пучка нервных волокон. Если нет нормальной речи, то проблема может находиться в любом месте этой цепочки.
В зависимости от степени выраженности дизартрия может проявляться в нескольких разновидностях форм:
- стертая дизартрия – нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также произносительной стороны речи проявляются в более легкой степени, т.е. имеют стертый вид.
- выраженная дизартрия – в данной форме ребенок использует речь, но при этом она характеризуется как малопонятная; звукопроизношение нарушено, нарушения проявляются также в интонационной выразительности, в голосе и в дыхании;
- анартрия – эта выраженная форма дизартрии сопровождаемая утратой способности произносить звуки речи в результате паралича мышц и нервов языка, губ, глотки, гортани, участвующих в артикуляции. Иногда при этой форме дизартрии отмечаются выраженные нарушения глотания.
Большая часть детей, посещающих дошкольные учреждения общего типа имеют стертую форму дизартрии. Они не выделяются резко среди своих сверстников и даже не всегда сразу обращают на себя внимание.
Однако у них имеются некоторые особенности:
Такие дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.
Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.
В речевой моторике у детей с дизартрией очень часто наблюдаются слабость (вялость) или, наоборот, спастичность (напряженность) артикуляционной мускулатуры. Из-за этого темп выполнения артикуляционных движений, которые совершает язык, заметно снижается, наблюдается неточность выполнения, снижение амплитуды артикуляционных движений. Многие дети слабо ощущают положение языка, губ и с трудом находят направление их движений, необходимое для произнесения звуков.Отсюда и нарушение звукопроизношения. Речь ребенка с дизартрией становится нечеткой, смазанной. Складывается такое ощущение, что речь как акварельные краски расплылись по бумаге.
Кроме нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией страдает голос: он может быть тихим, слабым, а иногда, наоборот, хриплым, резким, напряженным, чрезмерно громким. У части детей даже появляется фальцет (высокий, напряженный и визжащий).
Страдает дыхание: ритм дыхания нарушен, отмечается слабость речевого дыхания, дыхание носит поверхностный характер. Вследствие этого речь теряет свою плавность.
Страдает темп речи, который может быть ускоренным или, наоборот, замедленным.
Лечение.
Меры по устранению дизартрии, как правило, всегда носят комплексный характер и включают в себя:
- Медикаментозное лечение, направленное на восстановление функций ЦНС.
- Логопедический массаж, направленный на нормализацию тонуса язычной и мимической мускулатуры.
- Логопедическую работу, направленную на:
- выполнение артикуляционной гимнастики, необходимой для развития подвижности органов артикуляционного аппарата и формирование необходимых укладов, нужных для произнесения того или иного звука;
- развитие общей и мелкой моторики;
- формирование речевого дыхания;
- развитие грамматического строя речи;
- формирование полноценной связной речи.