Задержка речевого развития

Многих родителей волнует вопрос:
"Почему ребенок отстает в речевом развитии от своих сверстников? Как выявить задержку речевого развития (ЗРР)?".

 

Когда ребенок должен начать говорить?
  • В 1 год ребенок должен произносить до 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов. Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё.
  • В 1,5 года у ребенка должна появиться простая фраза (действие + предмет). Слова в этих фразах могут произноситься не полностью, могут пропускаться члены предложения.
  • В 2 года ребенок должен произносить предложение из трех — четырех слов. Ему пора начинать оформлять свою речь грамматически (пока еще далеко не всегда, разумеется), то есть употреблять окончания (например, множественного числа, в том числе и неправильно: кукла — куклов), пора использовать некоторые суффиксы (например, уменьши­тельный ложка - ложечка), приставки (пришла, ушла). В этом возрасте именно уровень развития фразовой речи, а не богатство словарного запаса определяет, на­сколько благоприятна речевая ситуация ребенка.
  • В 2,5 года ребенок должен строить сложные предложения, правильно произносить практически все звуки, кроме [л], [р] и шипящих, задавать вопросы "где?", "куда?".
  • В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, правильно употреблять в речи простые предлоги, все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д)

 

Таким образом, к трем годам становление речи ребенка в основном и в принципе завершается, и ее дальнейшее развитие заключается в по­степенном совершенствовании и усложнении уже сложившихся языковых форм.

 

   Если ребенку уже исполнилось 3 года и он почти не говорит (в его речи только звукоподражания,  например «би-би» (машина), «бум» (упал), «кап» (вода) или так называемые «аморфные слова»,  например «ди» (иди), «ляля» (кукла, девочка) или ваш ребенок говорит очень мало, не употребляя предложений из нескольких слов (ограничивается однословными предложениями, например «Дай!», «Вот», «Моя».) – такое состояние речи безусловный повод для беспокойства родителей.

   Детям, у которых с 2-х до 3-х летнего возраста наблюдается задержка темпов формирования речи, ставится логопедический диагноз Задержка Речевого Развития (ЗРР).  

   Конечно, не следует паниковать, но и оставлять без внимания речевое развитие ребенка в таком случае нельзя. Поэтому первое, что должны знать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью, - это то, что необходимо обратиться за консультацией к логопеду и провести комплексное обследование ребенка у детского невропатолога.

 

Чем сможет помочь логопед?

Во-первых, специалист оценит речевое развитие ребенка – насколько оно соответствует возрастной норме (подтвердит или опровергнет ваши страхи и сомнения).

Во-вторых, даст четкие рекомендации для домашних занятий, которые помогут стимулировать и формировать речь при ЗРР.

И в-третьих, наметит план логопедической работы, а именно, чем будет заниматься на логопедических занятиях и доходчиво объяснит родителям цели и приемы, которые будут использоваться.

 

 


Создать бесплатный сайт Webnode